среда, 11 марта 2015 г.

Реализм «Властелина Колец». Условность литературного мира. Выпуск 3

Понятно, что реальность для человека — «вещь в себе», отражаемая человеческим сознанием. Именно отражение мы и воспринимаем как реальность, упуская, конечно, при этом многие её аспекты как «вещи в себе». В любой форме её интерпретации или изложения, мы, естественно, «выдаём» вовне и показываем лишь это недостаточное отражение, причём лишь некоторую её часть, которую выделили, посчитали значимым относительно какого-то конкретного момента и смогли отделить и закрепить с помощью имеющихся в нашем распоряжении изобразительных средств. Исходя из этого, любое литературное произведение «априори» не может претендовать на роль реальности, это всегда лишь условная реальность литературного мира.

Учтём этот момент в дальнейшем.

Интересно, что мир, описываемый Профессором действительно очень похож на наш. Вот основные условия, которые лежат в основе его произведений, прежде всего «Властелина Колец» («Сильмариллион» более легендарен, «Хоббит» более сказочен, хотя они отражают тот же мир) - две аксиомы и один постулат, которые можно сформулировать следующим образом:

1) В мире есть единый Бог (со всеми его атрибутами Создателя);
2) Душа бессмертна;
3) Мир населён не только людьми, но и большим количеством иных разумных существ (думаю, не стоит перечислять, о ком здесь речь).

Дело в том, что заявить, что первые два утверждения нереальны, мы не можем. Мы готовы принять их за реальность. В третье утверждение кое-кто ещё верит… А вообще, странно, откуда явились все эти легенды о тех же эльфах и троллях. Как-то маловероятным кажется утверждение, что их просто так придумали древние благодаря своей необузданной фантазии. Они ведь тоже мыслили по-своему конкретно и «не размножали сущности без надобности».

На самом деле, практически все истории мира Толкиена опираются именно из эти утверждения, в остальном мы видим наш мир, разве что с искажённой географией…

Комментариев нет:

Отправить комментарий