четверг, 12 марта 2015 г.

Реализм «Властелина Колец». Убедительность речи персонажей. Выпуск 5

Эта двойственность, в которой магия неотделима от естественного хода вещей, присутствует, как будто, повсюду. Книгу интереснее всего читать между строк. Попробуем это сделать.

Большое значение здесь имеет мировоззрение «излагающего события». События во «Властелине Колец» рассказываются субъективно, причём голос настоящего автора не звучит в этом оркестре, он присутствует лишь как дирижёр, не играющий ни на одном из инструментов. Поэтому ему так много, в конце концов, пришлось объяснять, что имелось, а что не имелось ввиду (а не коммунисты ли орки?). Впрочем, я пытаюсь рассказать эти события так, как они мне «показались».

Толкин настолько хорошо прорисовывает психологию персонажей через их речь, что когда кто-либо из них только открывает рот, то сразу видно не только его расу, но и особенности его воспитания: можно даже узнать кое-что и об их родителях. Когда Перегрин Тук рассказывает в Бри «анекдот» про Ратушную Нору и Большого (Mayor) Вайтфута, начинаешь понимать, как относится Паладин к разделению власти в Шире (очевидно, в мирное и военное время лидеры различались). В конце концов, не так уж были неправы гондорцы, называя Пиппина «князем», и причиной этому было не только то, что он, ничтоже сумняшеся, «тыкал» Денетору (про его манеру говорить с королем, демонстрируемую прилюдно, я уже молчу), но и то, почему такое вообще стало возможно. Пиппину явно не приходит в голову соотносить своё поведение с ожиданиями окружающих, ибо семья его – самая родовитая в Шире, а Такборо представляет собой, по сути дела, укреплённый подземный замок, с чем, впоследствии и пришлось столкнуться сарумановым бандитам. В самом обрушении Мичель-дельвингской Норы вроде бы нет ничего смешного, но очень даже похоже, что Перегрин просто повторяет то, что слышал у себя дома. С нескольких слов вырисовывается целая картина взаимоотношений, воображаются неописанные сценки из быта.

Это так, как происходит и в реальности, если не сильнее.

Мы можем услышать, о чём персонаж думает, о чём он молчит, и то, о чём он сам и не подозревает (но что происходит в его подсознании). И это происходит практически при каждой реплике (пожалуй, сложнее всего «прочитать» недоговариваемое Гэндальфом, что тоже характерно). «Проработанность» языка и психологии персонажей, конечно, колоссальная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий